Химическую атаку в городе Хан-Шейхуне (сирийская провинция Идлиб), как показало расследование британских экспертов, скорее всего провели ВВС Сирии, заявил министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. Он сделал это заявление в статье, опубликованной в газете The Guardian.
Из-за применения химического оружия 4 апреля 2017 года погибли десятки мирных жителей Хан-Шейхун, сотни получили ранения. Правительство Сирии отрицает причастность к атаке. США и их союзники утверждают, что с авиабазы ВВС Сирии Аш-Шайрат вылетели самолеты, сбросившие на Хан-Шейхун химические боеприпасы. По версии Минобороны РФ, сирийская авиация нанесла удар по крупному складу боеприпасов, на территории которого в том числе находились цеха по производству боеприпасов с отравляющими веществами. 7 апреля с двух эсминцев ВМС США были запущены 59 ракет Tomahawk по авиабазе Аш-Шайрат. Президент РФ Владимир Путин назвал ракетный удар по Сирии агрессией против суверенного государства.
«4 апреля два самолета взлетели с авиабазы (ВВС Сирии) Шайрат, обеспечением которой занимается Россия. Представляется весьма вероятным, что они атаковали гражданское население в Хан-Шейхуне смертоносным газом. То, что последовало, слишком мрачно, чтобы это можно было описать. Болезненная, неизбирательная и продолжительная агония младенцев, женщин и пожилых людей. Многочисленные погибшие. Сотни раненых, у которых навсегда останутся следы травм. Это позорит сирийский режим и его сторонников. Это приносит позор миру», — написал глава британской дипломатии.
Джонсон выразил «глубокое сожаление в связи с тем, что 12 апреля Совбез ООН не смог продемонстрировать единство». Великобритания вместе с США предложила резолюцию, осуждающую это применение химического оружия в Хан-Шейхуне, и обе страны «вновь заявили о своей беспристрастной поддержке следственной группы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО)», указал министр. «Эт было просто и уравновешенно. Россия наложила вето на резолюцию — это ее восьмое вето по Сирии с 2011 года. Это вето сопровождалось списком ложных утверждений, предназначенных для того, чтобы посеять сомнения в отношении ответственности режима (Башара Асада — RNS)», — подчеркнул глава МИД Великобритании.
«Мы уже прошли через это - это бесстыдное производство лжи. Мы больше не можем. Когда детей отравляют газом, мы не можем больше терпеть ложь. Изложим факты прямо. Британские ученые проанализировали образцы жертв нападения. Они дали положительный результат на зарин или подобное зарину вещество. Наш анализ показывает, что два скоростных сирийских реактивных самолета находились в непосредственной близости от Хан-Шейхуна и в пределах вероятных участков, по которым было применено химическое оружие. Мы считаем, что только такой режим способен совершить такое нападение. Поэтому весьма вероятно, что нападение было совершено режимом Асада. Российские утверждения о том, что были атакованы склады оппозиции (с химическим оружием – RNS), не соответствуют действительности», — заявил Джонсон.
По словам министра, правительство Асада утверждает, что запасы химического оружия в Сирии были полностью уничтожены под наблюдением ОЗХО. «Тогда откуда взялись недавно использованные химические вещества? ОЗХО четко продемонстрировала, что в декларации Сирии о химических запасах сохраняются серьезные пробелы и несоответствия. Нам нужно исследовать это дальше, — написал министр. — Россия и Иран последовательно старались прикрыть (режим Башара Асада — RNS). Они дали высокую оценку совместному следственному механизму ОЗХО-ООН, когда он показал использование химических веществ ИГ (запрещена в России и других странах – RNS), но они отреклись от ОЗХО, когда она привела обвинительные улики против режима», — указал Джонсон. Он напомнил, что в 2014 году Россия заблокировала направление дела Сирии в Международный уголовный суд.
«У международного сообщества есть моральный долг идти дальше. Мы несем ответственность за строгое запрещение химического оружия. Мы несем ответственность за то, чтобы те, кто проводил такие химические атаки, были привлечены к ответственности. Это имеет решающее значение для международного мира и безопасности. И что дальше? Сирийцы страдают. Совет безопасности разделен и поэтому не может положить конец их страданиям. Мы должны вернуть единство. Мы должны заняться этим ужасным кризисом, который подрывает основные ценности человечества», — подчеркнул глава британской дипломатии.
Джонсон предлагает начать с прекращения огня. Он считает нужным «укреплять, осуществлять международный контроль и обеспечивать соблюдение» соглашения о прекращении огня в Сирии. По мнению министра, это позволит избежать повторения подобных атак. «Параллельно нам необходимо с новыми силами запустить в политический процесс с привлечением основных заинтересованных сторон, чтобы в конечном счете осуществить переход, предусмотренный в резолюцией ООН №2254 — переход от убийств к региональной стабильности, которая необходима, если мы хотим победить терроризм в долгосрочной перспективе», — резюмировал глава МИД Великобритании.
|