Правительство Украины в условиях прекращения поставок российского газа собирается ввести чрезвычайное регулирование энергетической отрасли. Этот режим узаконит отключения промышленных потребителей, принудительную покупку газа у независимых производителей и отбор российского транзитного газа. Радикальный правительственный законопроект был внесен в Верховную раду на прошлой неделе вместе с концепцией реформы “Нафтогаза Украины”, но пока представители промышленности смогли заблокировать оба документа, пишет “Коммерсантъ”.
Стало известно содержание законопроекта “Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе”, который был на прошлой неделе внесен украинским правительством в Верховную раду. Согласно документу, особый период вводится при прекращении или ограничении поставок энергоносителей на Украину, и тогда предприятия энергетической отрасли должны выполнять указания Минэнерго “вне зависимости от условий заключенных договоров”. Таким образом, под угрозу может быть поставлен и контракт “Газпрома” и “Нафтогаза Украины” на транзит газа в Европу. Законопроект разрешает государству вмешиваться в работу газораспределительных компаний и прямо допускает возможность прекращения подачи газа потребителям, за исключением населения и производителей тепла. Государство также может обязать частные газодобывающие компании продавать газ “Нафтогазу” для создания резерва топлива, а правительство получает возможность изымать газ частных компаний из подземных хранилищ (ПХГ). Такой газ должен быть оплачен по средней цене импортного газа за последние три месяца, а если таких поставок нет — по цене газа “Газпрома” на границе с Германией.
Как пояснил зампред правления “Нафтогаза” Александр Тодийчук, принятие законопроекта необходимо в связи с прекращением закупок Украиной российского газа. “Отключение промышленных потребителей ради экономии газа не должно быть внезапным: предприятия должны знать, в каких условиях они могут быть отключены, и должны готовиться к этому,— рассказал господин Тодийчук.— Необходимо максимально переводить мощности на твердое топливо, электрообогрев, мазут”.
В пятницу украинский вице-премьер Владимир Гройсман заявил, что в связи с прекращением поставок российского газа Украина вынуждена до конца года потреблять лишь тот газ, который находится в ПХГ (14 млрд куб. м). Кроме того, страна может до конца года закупить еще до 3 млрд куб. м газа в Венгрии и Польше.
Вместе с законопроектом об особом периоде в Раду был внесен законопроект о реформе “Нафтогаза”, который позволяет передать украинскую газотранспортную систему в управление консорциуму с участием американских и европейских компаний. Как пояснил источник в украинском Минэнерго, основная идея реформы в том, чтобы все переговоры с “Газпромом” по транзиту газа шли с участием зарубежных инвесторов — потребителей газа в Европе и поставщиков сжиженного газа из США. Но, хотя оба законопроекта и были включены в повестку дня, до их рассмотрения депутаты так и не дошли. Как рассказал член комитета Рады по ТЭКу Виктор Турманов, документы вызвали много возражений со стороны промпотребителей, которые боятся остановки производства из-за перебоев в поставках газа. Так, гендиректор Федерации металлургов Украины Сергей Притоманов заявил, что остановка доменных печей металлургических комбинатов из-за перебоев в поставках газа приведет к тому, что их придется полностью восстанавливать. “Грубо говоря, это убытки в сотни миллионов долларов”,— говорит он.
Принятие законопроекта, позволяющего ограничивать поставки газа, в нынешних условиях бессмысленно, поскольку при текущем объеме потребления запасов в ПХГ достаточно до конца сентября, полагает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. “Такой закон может быть использован для борьбы с неугодными промышленниками,— считает он.— Фактически все они будут зависеть от желания Минэнерго, которое будет иметь полномочия дать им газ или отключить”.
В “Газпроме” инициативу Киева не комментируют. Если “Нафтогаз” в соответствии с законопроектом будет нарушать условия контракта на транзит по прямому указанию правительства, это может быть признано форс-мажором как со стороны украинской компании, так и по отношению к обязательствам “Газпрома” по поставкам в Европу, считает управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев. Тем не менее, поскольку “Нафтогаз” полностью принадлежит государству, “Газпром” может оспорить действия компании в арбитраже и привлечь правительство Украины в качестве соответчика, считает эксперт.
|